Я не оправдал собственных ожиданий.

Я не оправдал собственных ожиданий.

 

               В отличие от других моих статей, эта статья будет более академической, чем предыдущие статьи. Рассматриваемый вопрос будет заключаться в том, насколько человек подвержен  влиянию из вне и на основании этого складывает порой не реалистичное представление о себе.

                Базисом на котором я буду строить свою рассуждения будут: Пентаграмма Гингера, теория Self, сопротивления  и цикл контакта в Теории Гештальт подхода.

                Хочу начать рассмотрение с ситуации династий и преемственности, на мой взгляд, с ярких случаев, демонстрирующих  возможность не реалистичности представлений о себе.

                Предположим,  рос ребенок в военном городке в  семье военного. Что в данной семье будет культивироваться, какие ценностные ориентации впитает в себя ребенок, какое мнение о «хорошо» или «плохо», о самом себе и об окружающем мире у него сложиться? На мой взгляд есть много вариантов развития ситуации, но я для простоты возьму два крайних случая и как они могут влиять на представления о себе этого ребенка.

                В первом случае, ребенок заканчивает школу, поступает в военное училище и становится профессиональным военным, тем самым оправдывая надежды и чаяния родных.

                Второй вариант,  ребенок оканчивает школу, поступает в гражданское учебное заведение и становится для примера, представителем  творческой интеллигенции. Данный вариант может быть не доставляет родственникам  много радости, но это выбора «нашего ребенка» и с этим приходится согласиться и принять его.

                Третий вариант, ребенок продолжительное время впитывает в себя устои и ценности родителей, соглашается с ними во всем, принимает их мнение и точку зрения как единственно правильную и не подлежащую обсуждению. Время идет, ребенок растет, считая самым правильным выбором для себя идти по стопам родителей. Основными посылами родителей при воспитании были: ты должен быт сильным, мужчины стойко переносят трудности, мужчины не плачут, солдат не должен показывать свои эмоции. Под влиянием социальной среды у него формируется представление о себе, принимаются устои и ценности «военного человека», складываются ожидания от самого себя.

                По окончании училища, попадая в иную социальную среду, общаясь с другими наш молодой человек начинает замечать не возможность воплощения своих мечт, замечает не соответствие в осознании себя и отклика на него окружающих. На поверхность выходит внутриличностный конфликт, между впитанными ценностями «военного человека» и истинным проявлением себя. Что делать?

                Если мы обратимся к теории Self (далее Селф), то увидим, что данный конфликт лежит в плоскости Personeliti (далее Персонелити) , т.е в плоскости представлений о себе и о окружающем мире, в плоскости логики и рацио. Что дало этому начало? Начало приоритетности Персонелити, дала та социальная среда в которой рос молодой человек, устои семьи (как мы помним, воспитание проходило в семье военного), с большой долей вероятности можно сказать, что влияние этого было значимо для нашего героя.

                С данной функцией перекликается полюс Рацио, в пентаграмме Гингера.  Как мы знаем она имеет вид пятиконечной звезды. Расположение начинается с лева на право и имеет пять полюсов: первый – телесный, второй – эмоциональный, третий – рациональный, четвертый – социальный, пятый – ценности.

                Как было сказано выше, наш герой испытывает внутриличностный конфликт, основой которого является представления о себе и о проявлении себя в этом мире. Что мы видим из пентаграммы? За основу берем рациональный полюс и смотрим с какими полюсами он имеет связи. Рациональный полюс по внутренним связям выходит на телесный и с другой стороны на ценностный полюс. В нашем примере мы видим, что ценности у нашего героя сформированы, а вот что у него с его существом, т.е с его основой, телом и чувствами. Осмелюсь предположить, что данные полюса развиты в недостаточной степени в силу специфики социального окружения в процессе воспитания и дают «сбой» в жизненных ситуациях. Телесный и эмоциональный полюса «проваливаются», тем самым влияя на социальный, что ведет в результате к не адаптивным моделям налаживания и поддержания контакта с внешним миром.

                Предлагаю рассмотреть наш вопрос с позиции цикла контакт. На какой фазе наш герой «срывает» цикл и тем самым не удовлетворяет свои потребности. Как мы видим из пентаграммы Гингера, наши «проваленные» полюса это: эмоциональный и телесный. На какой фазе цикла мы с ними встречаемся?

                С телесными проявлениями мы встречаемся на первой фазе цикла (По Зинкеру) этой фазе присуще следующие сопротивлнеия: конфлуэнция (слияние) первого и второго рода. Конфлуэнция первого рода – слияние с собой, не возможность услышать и распознать свои телесные ощущения. Конфлуэнция второго рода – слияние с внешним, людьми или предметами. В нашем примере мы видим оба этих сопротивления. Наш герой плохо ощущает свое тело и его проявления и слит со своими родителями.

                Вторая фаза цикла чувства, на этой фазе происходит осознание чувств которые вызывают у нас телесные ощущения, в нашем случае плохое распознавание героем своих ощущений ведет к плохому осознаванию своих чувств, а без чувств и ощущений, мы не можем осознать наши потребности и желания. Этой фазе присуще сопротивление, интроекция (присвоение себе информации без ее переработки), молодой человек принимал на веру и без сомнения все, что говорили родители. В нашем примере, молодой человек срывает цикл на первой фазе, фазе ощущений.

                 Беря во внимание всю информацию которая нам доступна, можно сказать следующее. Неоправданные собственных ожиданий героя, кроется в «заглушености» телесного и эмоционального полюса, по пентаграмме Гингера,  чему мы видим подтверждение рассматривая цикл.

Tags: