Поле, роли и динамика

Поле, роли и динамика.

            Работая с группой, каждый из ведущих сталкивался с ролевым проявлением каждого из участников, а в результате и ролью самого ведущего в групповом поле. Я согласен со следующей классификацией этих ролей.

            Камни – члены группы, как правило, молчаливые, не охотно идущие на контакт и на раскрытие в группе. Такие участники со стороны напоминают каменное изваяние, глыбу держащее жестко свои границы.

            Цветочки -  участники группы, которым всегда все нравиться, они довольны всем, что происходит вокруг них и в них самих. Они напоминают цветок на поляне который открыт и доволен греющим его солнцем.

            Всезнайки -  участники группы, которые все знают и все реплики и информация ведущего предсказуема и известна им. Любимые их высказывания: «Я так и знал! Я так и думал!»

            Бунтари – данная категория похожа на всезнаек, но с одним отличием, они способны обесценить всю работу ведущего и группы в целом. Их обычное поведение бунт их цель разрушение.

            Каждая из этих ролей влияет по своему на поле группы и на его динамику. К примеру: камни - успокаивать группу, как бы цементируя ее; цветочки – предавать легкости и поверхностности; всезнайки – критицизма; бунтари – волнения и неопределенности.

            В зависимости от сочетания данных ролей в групповом поле и запроса группы, должна строиться работа ведущего.

            Хочу особое внимание обратить на запрос группы. Запрос группы -  это потребность группы как организма, как единого целого. По-моему, в зависимости от запроса в контексте тематики и должна строиться работа группы.

            Особую роль в этом процессе занимает психотерапевт. В зависимости от роли, которую он себе выбирает  по отношению к группе и будет зависеть динамика группы по продвижению к удовлетворению своей потребности. Если терапевт поддается на критику (преобладание всезнаек) группы, то он может оказаться в позиции «угождающего терапевта» который будет идти на поводу у группы тем самым не способствовать ее продвижению согласно запроса. Если терапевт разбивается о «камни», то возможен ступор, и желание продавить группу, возможно желание доказать (часто встречается у начинающих терапевтов), свою состоятельность как специалист, желание быть лучше. Если терапевт попадает на «цветочное поле», то вся терапия может свестись к эбауту. «Бунтарь» возможно будет дискредитировать ведущего, и агитировать группу на срыв терапии, тем самым терапевт может испытывать страх перед группой и упустить процесс протекания  терапии.

             Как мы видим, не одна из возможных ролей  терапевта не будет способствовать терапии.

             Что же делать терапевту, попадая в похожие ситуации?

             Любой ведущий – это зеркало группы. Настроение, состояние ведущего считывается группой мгновенно. Группа как организм реагирует на этот раздражитель (терапевта) по-разному: отвергает, принимает, борется, поглощает. Собственная осознанность ведущего, своего состояния, потребностей, возможности и желания обратной связи на проявления группы, умение и возможность быть в процессе группового взаимодействия, умение быть частью поля это залог открытого, продуктивного контакта.

              Динамика группы – это процесс! Процесс осознанности, процесс жизни, если хотите процесс продуктивности. Очень часто звучит вопрос: «Какую группу можно считать продуктивной? Или какую работу ведущего можно считать классной?». По-моему, классной и продуктивной работой ведущего для группы можно считать ту, которая включает в себя: новизну в контексте потребности группы, владение процессом групповой динамики, осознанность ведущего.

              Групповая динамика, это процесс комплементарности запроса группы умениями и творчеством ведущего.